Специальное образование
Расстройствами аутистического спектра называются нарушения психического развития, при которых наблюдаются нарушения способности к социальному взаимодействию, стереотипные поведенческие акты и жесткое ограничение интересов. При этом основным признаком являются проблемы при установлении социальных контактов.
Оценка особенностей развития ребенка с расстройствами аутистического спектра
Особенности коммуникативного и речевого развития:
- Отсутствие потребности в коммуникации.
- Отсутствие реакции на речь других людей (не реагирует на собственное имя).
- Нарушение невербальных аспектов коммуникации, таких как, зрительный контакт.
- Стереотипное использование речи. Наличие эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом).
- Запаздывающая реакция на обращение.
- Проблемы с пониманием словесных инструкций.
- Трудность в вычленении главного в сообщении.
- Проблемы с сообщением собственных потребностей.
Особенности социально-эмоционального развития:
- Необычный зрительный контакт.
- Отсутствие или нарушение подражания.
- Стереотипные действия.
- Стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание, ощупывание, вращение) или пристрастие к необычным предметам.
- Ограниченная область интересов.
- Привязанность к точному следованию определенным правилам.
- Наличие ритуалов.
- Трудности с пониманием социальных правил и намерений других людей.
- Трудности в распознавании эмоций, слабые и неуместные эмоциональные реакции.
- Подверженность страхам.
Особенности сенсорного и моторного развития:
- Сенсорная невосприимчивость или гиперчувствительность к звукам, свету, прикосновениям, вкусу, запахам (сенсорные аутостимуляции).
- Чрезмерная отвлекаемость на несущественные стимулы.
- Невозможность одновременно обрабатывать информацию, поступающую от двух и более органов чувств.
- Моторная неловкость, неуклюжесть и скованность движений.
- Нарушения в развитии мелкой моторики: нескоординированность работы пальцев рук.
Особенности познавательного развития:
- Отсутствие самостоятельного переноса опыта в новые ситуации.
- Повышенная отвлекаемость на внешние раздражители.
- Специфические «уходы в себя», когда ребенок не реагирует на обращение, не включается в деятельность или прекращает ее, не доведя до конца.
- Трудности, связанные с удержанием, переключением, распределением внимания между объектами.
- Трудности, связанные с удержанием последовательной цепочки действий.
- Трудности понимания временной перспективы и пространственных отношений.
- Замедленная обработка информации, воспринимаемой на слух.
- Медленное присвоение значений и недостаточная способность обобщать.
- Установление ситуативных связей.
- Низкая продолжительность продуктивной деятельности и повышенная утомляемость.
Детям с РАС трудно вписаться в современную систему образования. И без своевременной диагностики и адекватной медико-психолого-педагогической коррекции большинство таких детей испытывают значительные трудности.
Коррекционная работа с детьми с РАС будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: врачом - психиатром, педагогом - психологом, учителем-дефектологом, другими специалистами и, конечно, родителями.
Образовательный процесс для детей с РАС может быть организован:
- в учреждении дошкольного образования.
- в учреждении общего среднего образования.
- в учреждении специального образования:
- в специальном детском саду;
- в специальная школе, специальной школе-интернате;
- в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Для определения образовательной программы и получения квалифицированной помощи, соответстующей познавательным возможностям детей с РАС, необходимо пройти психолого-медико-педагогическое обследование в ГУО “Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Московского района г.Минска”.
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
-выписка из медицинских документов;
-медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
-педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.
Запись на комиссию либо на консультацию к специалистам центра (к педагогам-психологам и учителям-дефектологам) осуществляется по телефону + 375 17 270 23 86, каждый вторник и четверг с 09.00 до 17.00 (13.00-14.00 обед).
Памятка для родителей детей с расстройствами аутистического спектра:
-Создать благоприятную обстановку в семье, чтобы максимально успокоить ребенка и подарить ему ощущения уюта и комфорта.
-Научиться понимать ребенка, его речь и действия, чтобы способствовать впоследствии его лучшей адаптации в социальной среде.
-Провоцировать вовлечение в коллективную деятельность посредством невербальных игр. Для этого хорошо подойдут пазлы, головоломки, конструктор.
-Ставить перед ребенком следует лишь достижимые цели и с терпением относиться к возможным капризам и истерикам.
-Постоянно повторять с ребенком пройденный материал.