Гражданско-патриотическое воспитание
в учреждениях дошкольного образования
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: детям дошкольного возраста доступно чувство любви к родному посёлку, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Организация процесса гражданско-патриотического воспитания в учреждении дошкольного образования может реализовываться через организацию работы с детьми дошкольного возраста (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет), через разнообразные формы работы с педагогами, с семьей и социумом на основе современных социально-воспитательных технологий с учетом лично-ориентированного и деятельностного подходов развития личности. Суть этой модели состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории своей страны. Приобщить детей к культурному наследию своего народа, привить уважительное отношение к человеку-труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственным символам, национальным традициям и праздникам государства.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо начинать с создания условий и обогащения развивающей среды групп. В патриотических уголках могут быть представлены предметы быта белорусского народа, изделия из льна, глины, дерева, соломы, предметы белорусского народного ткачества, вышивка. Книжные и театрально-игровые центры могут содержать наглядно-дидактический материал.
Содержание необходимо реализовывать по основным направлений гражданско-патриотического воспитания: история Беларуси: возникновение и развитие; символы Беларуси; достопримечательности Беларуси; государственные и народные праздники; люди, прославившие Беларусь; народные промыслы и искусство; белорусское народное творчество.
Перечисленные направления реализовываются через следующие формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, КВН и, конечно же, основная форма работы – образовательная деятельность (занятие). Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в совместной деятельности взрослых и детей.
На целевых прогулках и экскурсиях знакомим детей с достопримечательностями населённого пуекта, его памятниками, улицами, воспитываем чувство привязанности, любви к родному городу, стремление сделать его ещё красивее, воспитываем уважение к героям, отдавшим свою жизнь за Родину.
Необходимо широко использовать в своей работе все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Произведения устного народного творчества формируют любовь к традициям своего народа, формируют у детей чувство преданности к родному дому, семейным отношениям, совместному труду, учат любить родителей, бабушек и дедушек, любить родной язык, культуру и историю, учат бережно относиться к природе, помогают познакомить детей с праздниками и традициями их празднования.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании детей занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Планирование работы по приобщению детей к белорусской культуре через использование народных праздников возможно подчинить народному календарю. Происходит знакомство детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарными народными праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба.
Особую значимость при решении задач гражданско-патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Родители могут оказывать большую помощь, активно участвуя в жизни детского сада. Анкетирование родителей в вопросах гражданско-патриотического воспитания помогает в выборе правильных форм и методов работы с детьми. Общие и групповые родительские собрания по возможности проводить с использованием информационно-коммуникационных технологий. Тематика их разнообразна: «Маленькие граждане большой страны», «Гражданско-патриотические основы воспитания личности детей дошкольного возраста», «Формирование представлений о родном крае и положительного отношения к нему у детей дошкольного возраста», «Растим маленьких патриотов», «Ознакомление с государственными и народными праздниками», «Знакомство ребёнка с государствеными символами». Организация выставок рисунков детей «Мая прыгожая матуля», «Моя мама в национальном костюме», «Папы разные нужны, папы разные важны», «Куклы-обереги», фотовыставок «Празднуем государственные и народные праздники» и др. также помогут привлечь родителей.
Может стать традицией проведение «Дня белорусской кухни». В рамках этого дня можно организовать выставки рецептов блюд белорусской кухни «Кулинарная копилка рецептов блюд белорусской кухни»; тематические беседы с детьми по теме дня, музыкальное развлечение «Картошка да каша – еда наша» для средних и старших групп; белорусские народные подвижные игры «Гарлачык», «Блін гарыць», «Кашка», «Пячэнне хлеба», «Бульбачка», информационный час для педагогов «История белорусской кухни», приготовление педагогами блюд белорусской кухни, их защита и последующая дегустация; в меню дня блюда белорусской кухни. Все это позволит повысить интерес и расширить знания детей, педагогов, родителей о белорусской кухне, приобщить к национальным ценностям и культурным традициям, повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная и систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общими усилиями детского сада и семьи, умение взрослых отвечать за свои слова и поступки, могут дать определённые результаты и стать фундаментом для дальнейшей работы по гражданско-патриотическому воспитанию личности ребёнка.